• +7 (473) 275-58-80
Воронеж, Московский пр-кт, 74

Профилактика наркомании

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТЫ употребления и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) для подростков

Факторы риска Факторы защиты
  1. Зависимость от ПЛВ родителя н'или других родственников.
  2. Употребление ПЛВ членами семьи
  3. Негативные коммуникации в парах родитель-ребенок и мать-отец
  4. Плохой мониторинг ео стороны родителей.
  5. Развод родителей, адаптация к повторному браку родителя.
  6. Нереалистические ожидания к отношении развития ребенка.
  7. Дистантное. мхтозаботлнвое и непостоянное родительство, недостаток любви к ребенку.
  8. Отсутствие руководства со стороны роди гелей. вседозволенность
  9. Предпочтение мнения сверстников мнению семьи.
  10. Плохая успеваемость, исключение из школы.
  11. Проблемы с правоохранительными органами
  12. Низкий уровень ожидания от будущего.
  1. Воспитание в семье с высокими моральными ценностями.
  2. Позитивные коммуникации в семье.
  3. Просоцихтьныс установки семьи с наличием правил, монигоринта и змоцнонхзыюй привязанности.
  4. Сплоченность и твердость семьи.
  5. Инг ел лектуал ызо- кул ьтурная
  6. ориентация
  7. Эмоционхзьная близость к матери.
  8. Любовь между всеми членами семьи. хтскватнос выражение любви к ребенку.
  9. Положительное поведение окружающих сверстников.
  10. Уважение семейных ценностей.
  11. Хорошие навыки общения, умение разрешать конфликты.
  12. Хорошая школьная успеваемость


Эффективные методики и программы, для использования для работы в детско-подростковой возрастной группой (для ПДО).

  1. 1.       Игровой тренинг «Спорные утверждения»

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании. Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен» «Согласен, но с оговорками» «Совершенно не согласен» «Не имею точного мнения» Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.  Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. Примеры спорных утверждений: · Наркомания - это преступление. · Лёгкие наркотики безвредны. · Наркотики повышают творческий потенциал. · Наркомания это болезнь. · У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. · Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. · Наркомания излечима. · Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию». · Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. · Наркоман может умереть от СПИДа. · Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. · По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. · Наркоман может умереть от передозировки. · Продажа наркотиков не преследуется законом. · Наркомания не излечима. · Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании. · Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. · Наркоманы - это не люди. · Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

 

  1. Игра «Ассоциации».

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий. Для игры необходимы ручки и листы бумаги. Дается задание: «назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – «наркотики», «наркомания», «зависимость». После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

 

  1. Ролевая игра «Семья».

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода. Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ.

Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы. Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

 

  1. Игра «Марионетки».

 Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы: · Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"? · Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? · Хотелось ли что-либо сделать самому?

 

  1. Игра «Отказ».

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора. Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций: · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома. · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома. · Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию». · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку. · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик. 33 Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. 5. «Последний герой или Зомби эпидемия». Интересная техника, направленная на проверку эмоциональной устойчивости. Особенные плюсы упражнения в том, что оно простое и не требует никакого оборудования! Его возможно применять в любых возрастных группах. Упражнение ценится в подростковых коллективах, ведь там особенно актуальна потребность контролировать собственное эмоциональное состояние. Если вкратце, то половине группы нельзя улыбаться, несмотря на то, что на это их активно провоцирует другая половина. А дальше подробности: 1. «Хотите ли вы пошуметь и похулиганить?!!» Разделите группу на две равные подгруппы («Рассчитайтесь на 1-ый, 2-ой»); 2. Пусть первая подгруппа расположится вдоль стены, встав лицом к людям. Это оставшиеся в живых, которым удалось избежать заражения. Задача каждого в этой подгруппе – выжить! Как это сделать? Им нельзя улыбаться, нельзя смеяться, нужно хранить полную серьезность. Нельзя отворачиваться, нельзя закрывать глаза, опускать или закидывать голову, нельзя так же разговаривать и издавать звуки; 3. Участники во второй подгруппе выполняют роль зомби. Их задача – эмоционально заразить всех из первой подгруппы. Для «заражения» достаточно вызвать у человека из первой подгруппы улыбку. Можно смешить человека, разговаривать с ним, в общем вести себя провоцирующе, но ни в коем случае нельзя дотрагиваться до участников из первой подгруппы, нельзя дуть им в лицо или пугать человека резкими движениями и хлопками; 4. Итак, как только человек из первой подгруппы улыбается, он считается «заразившимся». «Заразившийся» переходит в стан зомби и участвует вместе со всеми в дальнейшем распространении заражения на участников, которые сумели сохранить серьезный вид; 5. Выявите участника, который остаётся в первой подгруппе последним выжившим. Это самый эмоционально устойчивый человек в подгруппе; 6. Упражнение начинается заново. Только теперь подгруппы меняются ролями. Теперь у тех, кто выполнял роль зомби есть шанс на собственном опыте узнать, каково это – стоять возле стены и стараться ни в коем случае не улыбнуться. Технику можно повторять сколько угодно раз. Позвольте участникам вдоволь насладиться этим упражнением – пусть подгруппы меняются. В качестве эксперимента можно проводить упражнение, когда изначально есть 34 только один зомби – рассмешив других участников он постепенно набирает себе помощников, и вместе они распространяют пандемию в группе. Или же выбираем человека, который уверен в своих силах, т.е. в том, что он самый эмоционально устойчивый, и всей группой «зомби» пытаемся его рассмешить. Попробуйте так же вариант, когда «здоровых» и «зомби» должна разделять дистанция в два метра. После окончания упражнения спрашиваем участников: «Как вы думаете, на что направлено это упражнение?», «Тяжело ли вам было сохранять спокойствие?», «Как вы думаете, что посоветовать тому, кто попал в ситуацию, когда его на что-то провоцируют?» и т.д. Далее поводим итоги, резюмируем озвученные подростками идеи.

 

  1. 6.       «Учимся говорить «Нет»

 Для проведения этого упражнения также необходимо два добровольца. Первый участник должен попросить у второго участника что-нибудь. Это должна быть незначительная просьба, какая-нибудь мелочь, например, ручка/карандаш, расческа и пр. Не надо просить невозможного! А второй участник должен не просто сказать, что у него нет такой вещи, а аргументировано отказать. Т.е. объяснить, почему он не хочет выполнить просьбу. Первый же участник должен находить все новые и новые аргументы в пользу обязательного выполнения своей просьбы. Помощь зала обоим участникам приветствуется! После проведения этого упражнения также подводим итоги, насколько это трудно аргументировано говорить «Нет» и как подобная ситуация воспринимается в нашей культуре (стереотипы).

Эффективные методики и программы, для использования для работы в детско-подростковой возрастной группой (для ПДО).

1.       Игровой тренинг «Спорные утверждения»

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании. Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен» «Согласен, но с оговорками» «Совершенно не согласен» «Не имею точного мнения» Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.  Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь. Примеры спорных утверждений: · Наркомания - это преступление. · Лёгкие наркотики безвредны. · Наркотики повышают творческий потенциал. · Наркомания это болезнь. · У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. · Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. · Наркомания излечима. · Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию». · Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. · Наркоман может умереть от СПИДа. · Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. · По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. · Наркоман может умереть от передозировки. · Продажа наркотиков не преследуется законом. · Наркомания не излечима. · Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании. · Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. · Наркоманы - это не люди. · Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

 

2.       Игра «Ассоциации».

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий. Для игры необходимы ручки и листы бумаги. Дается задание: «назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – «наркотики», «наркомания», «зависимость». После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

 

3.       Ролевая игра «Семья».

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода. Каждая микрогруппа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ.

Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию. Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы. Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

 

4.       Игра «Марионетки».

 Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы: · Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"? · Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? · Хотелось ли что-либо сделать самому?

 

5.       Игра «Отказ».

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора. Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций: · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома. · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома. · Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию». · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку. · Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик. 33 Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа "проигрывает" свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль - "уговаривающего, другой - "отказывающегося". Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. 5. «Последний герой или Зомби эпидемия». Интересная техника, направленная на проверку эмоциональной устойчивости. Особенные плюсы упражнения в том, что оно простое и не требует никакого оборудования! Его возможно применять в любых возрастных группах. Упражнение ценится в подростковых коллективах, ведь там особенно актуальна потребность контролировать собственное эмоциональное состояние. Если вкратце, то половине группы нельзя улыбаться, несмотря на то, что на это их активно провоцирует другая половина. А дальше подробности: 1. «Хотите ли вы пошуметь и похулиганить?!!» Разделите группу на две равные подгруппы («Рассчитайтесь на 1-ый, 2-ой»); 2. Пусть первая подгруппа расположится вдоль стены, встав лицом к людям. Это оставшиеся в живых, которым удалось избежать заражения. Задача каждого в этой подгруппе – выжить! Как это сделать? Им нельзя улыбаться, нельзя смеяться, нужно хранить полную серьезность. Нельзя отворачиваться, нельзя закрывать глаза, опускать или закидывать голову, нельзя так же разговаривать и издавать звуки; 3. Участники во второй подгруппе выполняют роль зомби. Их задача – эмоционально заразить всех из первой подгруппы. Для «заражения» достаточно вызвать у человека из первой подгруппы улыбку. Можно смешить человека, разговаривать с ним, в общем вести себя провоцирующе, но ни в коем случае нельзя дотрагиваться до участников из первой подгруппы, нельзя дуть им в лицо или пугать человека резкими движениями и хлопками; 4. Итак, как только человек из первой подгруппы улыбается, он считается «заразившимся». «Заразившийся» переходит в стан зомби и участвует вместе со всеми в дальнейшем распространении заражения на участников, которые сумели сохранить серьезный вид; 5. Выявите участника, который остаётся в первой подгруппе последним выжившим. Это самый эмоционально устойчивый человек в подгруппе; 6. Упражнение начинается заново. Только теперь подгруппы меняются ролями. Теперь у тех, кто выполнял роль зомби есть шанс на собственном опыте узнать, каково это – стоять возле стены и стараться ни в коем случае не улыбнуться. Технику можно повторять сколько угодно раз. Позвольте участникам вдоволь насладиться этим упражнением – пусть подгруппы меняются. В качестве эксперимента можно проводить упражнение, когда изначально есть 34 только один зомби – рассмешив других участников он постепенно набирает себе помощников, и вместе они распространяют пандемию в группе. Или же выбираем человека, который уверен в своих силах, т.е. в том, что он самый эмоционально устойчивый, и всей группой «зомби» пытаемся его рассмешить. Попробуйте так же вариант, когда «здоровых» и «зомби» должна разделять дистанция в два метра. После окончания упражнения спрашиваем участников: «Как вы думаете, на что направлено это упражнение?», «Тяжело ли вам было сохранять спокойствие?», «Как вы думаете, что посоветовать тому, кто попал в ситуацию, когда его на что-то провоцируют?» и т.д. Далее поводим итоги, резюмируем озвученные подростками идеи.

 

6.       «Учимся говорить «Нет»

 Для проведения этого упражнения также необходимо два добровольца. Первый участник должен попросить у второго участника что-нибудь. Это должна быть незначительная просьба, какая-нибудь мелочь, например, ручка/карандаш, расческа и пр. Не надо просить невозможного! А второй участник должен не просто сказать, что у него нет такой вещи, а аргументировано отказать. Т.е. объяснить, почему он не хочет выполнить просьбу. Первый же участник должен находить все новые и новые аргументы в пользу обязательного выполнения своей просьбы. Помощь зала обоим участникам приветствуется! После проведения этого упражнения также подводим итоги, насколько это трудно аргументировано говорить «Нет» и как подобная ситуация воспринимается в нашей культуре (стереотипы).