• +7 (473) 275-58-80
Воронеж, Московский пр-кт, 74

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА НА 2015-2020 ГОДЫ

Введение

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительное образование детей и взрослых - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в Городском центре профессиональной ориентации обучающихся действуют кружки, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.

В Концепции развития дополнительного образования детей, разработанной Минобрнауки РФ, одобренной Правительством РФ 28 августа и утвержденной Распоряжением №1726-р, 4 сентября 2014г. определена стратегия развития этой области педагогики.  Предполагается, что Концепция поможет довести число детей 5-18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70-75% к 2020г. (сейчас в такие программы вовлечено около 60% детей).

Многие дополнительные образовательные программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

 

 

I.   ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2015-2020 ГОДЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»

Наименование программы

Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»

Цель программы

Перевод учреждения в качественно новое состояние — стабильно инновационное многопрофильное учреждение, обеспечивающее формирование у ребенка социальной успешности, мотивации к познанию, творчеству, здоровому образу жизни, личностному и профессиональному самоопределению, личностных компетенций; с ресурсными возможностями по научно-методическому, кадровому и информационному обеспечению деятельности образовательных учреждений города

Задачи программы

 -  Обеспечение качества и доступности образования.

 -  Совершенствование содержания образовательного процесса на основе компетентного подхода, внедрение современных образовательных инновационных технологий.

 - Развитие нравственных основ социализации личности, через расширение «воспитательного пространства» на основе традиционных ценностей российского общества.

 -  Совершенствование научно-методического, информационного и кадрового обеспечения образовательной деятельности.

Нормативно-правовые основания для разработки программы

Программа разработана в соответствии с:

 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Указами Президента РФ по реализации основных направлений Приоритетного национального проекта «Образование»

Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением №1726-р, 4 сентября 2014г.

 

Разработчик программы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»

Исполнители программы

• трудовой коллектив Городского центра профессиональной ориентации обучающихся»;

• коллектив обучающихся и их родители (законные представители);

• социальные партнеры Центра творчества.

Сроки и этапы реализации программы

2015-2016 гг.- подготовительный этап

2016-2019 гг. — основной этап

2019-2020 гг. — завершающий этап

Источники финансирования

Средства муниципального бюджета

Основные направления программы

 

I. Создание условий дня повышения качества образовательного процесса учреждения

• совершенствование системы обеспечения оценки   качества образования;

• внедрение инновационных образовательных технологий для формирования у детей мотивации к познанию, творчеству, здоровому образу жизни, социальной успешности и профессионального самоопределения;

• совершенствование воспитательной системы Центра  через раскрытие и обогащение творческого  потенциала ребёнка, воспитание гражданственности, формирование   социальной компетенции личности.

II. Создание условий для эффективного управления деятельностью Центра

•обновление нормативно-правовой базы Центра ;

•определение педагогической маркетинговой ориентации стратегии и тактики развития деятельности Центра.

 

III. Разработка модели научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения образовательной деятельности

— совершенствование научно-методического обеспечения образовательной деятельности;

— развитие педагогического ресурса средствами повышения

профессионального мастерства работников;

— формирование информационно-коммуникативного пространства.

IV. Совершенствование материально-технического обеспечения

Ожидаемые результаты реализации программы

 

1. Совершенствование качества образовательного    процесса.

2. Создание системы эффективного управления деятельностью Центра.

3. Совершенствование научно-методического, информационного и кадрового ресурсного обеспечения деятельности Центра.

4. Совершенствование материально-технического обеспечения, соответствующего современным требованиям государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов

 

 

2. Информационно-аналитическая справка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» (далее Центр) создано путем реорганизации и переименования муниципальных бюджетных образовательных учреждений для детей: Межшкольного учебного комбината № 1 (зарегистрированного 15 апреля 1997 года под №3662/114737) и Межшкольного учебного комбината № 2, (зарегистрированного 10 апреля 1997 года под № 3663/16285) 17 февраля 2015 года.

Основным видом деятельности, осуществляемым Учреждением в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, является  реализация дополнительных общеразвивающих программ следующих направленностей:

 - технической,

 - естественно-научной,

 - физкультурно-спортивной,

 - художественной,

 - туристско-краеведческой,

 - социально-педагогической

на основании лицензии №297-и от 10 марта 2015, выданной Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

На образовательно-воспитательный процесс МБУДО ГЦПОО большое влияние оказывает его расположение в двух наиболее заселенных районах Воронежа: Коминтерновском и Левобережном, что создает условия для привлечения к дополнительным занятиям большого числа школьников города.

Характеристика контенгента обучающихся: в настоящее время в учреждении занимаются около 1000 детей (на 09.10.2015г. — 890 чел.). Возраст обучающихся, согласно уставу от 7 до 18 лет.

Педагогический состав:26 педагога, из них 19 основных сотрудников и 7 совместителей; 2 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 1 – первую, 1-кандидат педагогических наук.

Материально-техническая база:

МБУДО ГЦПОО располагается в двух корпусах, территориально расположенных в Коминтерновском и Левобережном районах. Каждое здание – это отдельно стоящий, обладающий своей территорией корпус (двухэтажный и трёхэтажный). Каждый корпус имеет необходимое количество учебных кабинетов (компьютерной графики, черчения, швейной технологии, изостудии, делопроизводства, дизайна интерьера, кабинет автодела и т.д.): корпус на Кулибина – 4 – 29 учебных и 2 административных помещения, а также хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения всего общей площадью 1065 кв.м ; корпус на Московском проспекте – 21 учебный кабинет и 2 административных помещения общей площадью 1093,5 кв. м., и др. хозяйственно-бытовые помещения.

 

Руководитель: Алексей Алексеевич Золотарев является депутатом  Воронежской Городской Думы 4 Созыва,  заместителем председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения. Член постоянной комиссии по физической культуре, делам молодежи и спорту. 

 

Юридический адрес: г. Воронеж, Московский проспект, 74.

Телефон: 8(473)246-66-39; 8 (473)275-58-80;

Email:mukn2@yandex.ru; mdou-muk1@mail.ru

Адрес сайта: http://myk-1.ru

 

3. Взаимодействие Центра с социальными партнерами

На сегодняшний день  заключены договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями: Воронежской государственной лесотехнической академией, Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Международный институт компьютерных технологий», Воронежским государственным профессионально - педагогическим колледжем, Левобережной районной организацией Воронежского областного отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов», ежегодно составляется план совместной работы в рамках профориентации с ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей №2», направлено письмо директору по управлению персоналом АО «Воронежсинтезкаучук» о сотрудничестве в рамках повышения престижа инженерных профессий, проведения профориентационных встреч со школьниками городского центра.

В рамках сотрудничества  с «Воронежским государственным профессионально-педагогическим колледжем» и обмена опыта в МБУДО для были направлены студенты для прохождения преддипломной практики по направлению «Информационные технологии».

Запланированы работы по переоформлению и оснащению учебных классов, мастерских для открытия новых объединений технической направленности: основы радиотехники, основы электротехники, основы товароведения, где учащиеся получат возможность освоить базовые понятия теории электротехники и электроники, изучить особенности электронных устройств, получить знания, навыки по работе с электроинструментами, электроприборами.

К внедрению готовится курс товароведения, который подготовит обучающихся к освоению таких профессий, как менеджер по продажам, продавец-консультант, продавец-кассир.

Проводится работа по анкетированию учащихся школ среднего и старшего звена и их родителей с целью изучения потребностей в дополнительном образовании для успешной социализации личности ребёнка и открытия новых направлений обучения.

 

4. План стратегического развития МБУДО ГЦПОО на 2015-2020 годы

План стратегического развития МБУДО ГЦПОО на 2015-2020 годы разработан в соответствии:

- с Законом Российской федерации «Об образовании»;

- Федеральной программой развития образования;

 -Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением №1726-р, 4 сентября 2014г;

- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования для детей МБУДО ГЦПОО.

План стратегического развития является основной перспективой развития учебного комбината в целом и его структурных подразделений в частности.   Цель плана – создание нормативных экономических, организационных, методических научных условий для обеспечения функционирования и развития учебного комбината в интересах учеников и их родителей, социальных партнёров и общества в целом.

  План служит основой для принятия управленческих решений на всех уровнях администрации учебного комбината.

Исполнители плана:

- педагогический коллектив Центра;

- руководители основных и вспомогательных подразделений;

- социальные партнёры.

Сроки реализации плана: 2015-2020 годы.

Организация выполнения плана осуществляется:

- Педагогическим советом учебного центра;

- Методическим советом учебного центра;

- Советом руководства учебного центра.

Результаты поэтапного выполнения плана рассматривается на заседании вышеперечисленных органов управления.

План является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка плана осуществляется ежегодно в июне.

Все изменения утверждаются на педагогическом совете в августе.

Выполнение плана обеспечивается за счёт бюджетного и внебюджетного финансирования.

4. 1 Концепция развития учреждения 4.1.1 Ключевая идея

Создание открытой образовательной среды стимулирующей и поддерживающей мировоззренческое, социокультурное и профессиональное развитие всех субъектов образования. Субъектами образовательного процесса являются педагогические работники Центра, ученики, родители.

При этом под образовательной средой мы понимаем образовательную среду учреждения, в которой гармонично сорганизованы процессы обучения, воспитания, социализации и профессионального становления.

4.1.2 Обоснование ключевой идеи

Основная концептуальная идея социально-экономического развития региона формулируется следующим образом:

  Человек – свободная законопослушная личность, хозяин своей судьбы, главный создатель эффективной экономики и социальной политики на основе традиций, законов и знаний,  использования выгодного географического положения.

  Фоном для реализации этой идеи в регионе является создание условий для мотивации к высокоэффективному полезному труду, защита прав и свобод личности, подготовка квалифицированных, социально-адаптированных к современной производственной жизни специалистов.

Анализ положения дел в сфере профессионального образования региона позволяет определить логику действий по развитию непрерывной системы профессиональной подготовки:   школа  -  начальное профессиональное образование  - среднее профессиональное образование - ВУЗ и определить основные приоритеты, которые предполагается реализовать посредством решения следующих задач:

1). Обновление содержания образования и развитие механизмов контроля качества подготовки учеников.

2).  Укрепление кадрового потенциала системы Центра.

3).   Развитие материально-технической базы.

4).  Развитие системы социального партнёрства.

 

4.1.3  Приоритетные   цели  развития программы

Приоритетными для МБУДО ГЦПОО является:

- обновление содержания образования и развитие механизмов контроля качества подготовки учеников;

-  укрепление кадрового потенциала системы учебного центра;

- развитие материально – технической базы учебного центра;

- развитие системы управления;

- развитие системы социального партнёрства.

 

4.1.4  Стратегические  направления изменений

Заявленные в Концепции задачи развития региона, определённые экономические приоритеты предопределены и обусловлены социальными приоритетами, которые включают:

- образование как сферу многофункционального развития потенциала личности и будущих поколений;

- экономическую активность населения как механизм снижения безработицы, роста уровня жизни, самореализации личности;

 - адаптацию социализацию молодёжи;

 - гражданскую активность населения как основу демократического развития.

Актуальными для сферы образования на всех его уровнях остаются проблемы патриотического, нравственного, эстетического воспитания, утверждения норм здорового образа жизни.

Значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников. Воспитательная направленность таких программ – формирование практических навыков здорового образа жизни у детей, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Следует отметить, что уже в начале своей деятельности МБУДО ГЦПОО удалось наладить межведомственное взаимодействие, выработать общие подходы в развитии системы дополнительного образования.

Было начато исследование запросов и потребностей школьников и родителей для дальнейшего развития дополнительного образования, которое будет продолжено в конце 2015-2016 учебного года.

 

4.2 Основные  задачи  МБУДО  ГЦПОО

Основными  задачами  центра являются:

- реализация дополнительных образовательных программ;

- осуществление профессиональной ориентации учащихся в  учебной, воспитательной, творческой и  досуговой деятельности;

-  сбор, обобщение и распространение информации  в общеобразовательных учреждениях о профессиях, условиях труда и профессиональной подготовки, перспективе социально – экономического и демографического развития региона и его потребностях в кадрах;

- создание системы информирования обучающихся, родителей, педагогов, оказание помощи общеобразовательным учреждениям в вопросах профессиональной ориентации учащихся;

- организация и проведение работ по профессиональному консультированию, оказание помощи обучающимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- научно – методическое обеспечение и координация деятельности в сфере профориентации и психологическая поддержка учащихся старших классов.

На данный момент в центре обучается школьники по следующим направленностям: технической, художественной, социально-педагогической, историко-краеведческой и исследовательской.

 

ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ

на 2015-2016 учебный год

 

Наименование объединения

Направленность

1

«Офис менеджер со знанием делопроизводства»

Социально-педагогическая

2

Налоговая грамотность «Защити свои права»

Социально-педагогическая

3

Юный предприниматель «Создай свой бизнес»

Социально-педагогическая

4

Основы этики и психологии

Социально-педагогическая

5

Совершенствуем   английский

Социально-педагогическая

6

Основы безопасности дорожного движения

Социально-педагогическая

7

Основы журналистского мастерства

Социально-педагогическая

8

Основы психологии и саморегуляции личности

Социально-педагогическая

9

Философская школа

Социально-педагогическая

10

Путешествие в лабиринтах мудрости: философия детям

Социально-педагогическая

11

Переводчик с английского

Социально-педагогическая

12

Занимательный английский

Социально-педагогическая

13

Секреты визажа

Художественная

14

Парикмахерское дело

Художественная

15

Искусство прически

Художественная

16

ИЗО «Грани совершенства»

Художественная

17

Лепка» Секреты старых мастеров»

Художественная

18

Швейное дело

Техническая

19

Черчение и компьютерная графика

Техническая

20

Программирование

Техническая

21

Информационные технологии

Техническая

22

«Я шагаю по родному краю»

Туристско-краеведческая

23

Менеджер по туризму со знанием английского

Туристско-краеведческая

24

Юный естествоиспытатель

Исследовательская

 

Разработаны дополнительные общеразвивающие образовательные программы по социально-педагогической направленности: «Социальная психология», «Я и другие: основы психологии», «Я и общество: особенности социального знания», «Основы риторики», «Основы культурологии», «Основы журналистского мастерства», «Путешествие в лабиринтах мудрости: философия детям», «Я шагаю по родному краю», «Менеджер по туризму со знанием английского языка», «Юный переводчик» и «Занимательный английский». Подготовлены и уже работают программы по обучению учащихся  основам налогообложения, экономики и бухучета («Налоговая грамотность. Защити свои права», «Юный предприниматель. Создай свой бизнес»), а также составлена  программа сопровождения старшего подростка в профессиональном самоопределении в условиях профессиональных проб.  В рамках данной программы предусмотрено:  тестирование школьников с последующей консультацией педагога – психолога, тренинговые занятия, ролевые игры, профориентационные консультации, направленные на исследование целей и жизненных приоритетов в аспекте профессиональной деятельности.

 

 

5.  Концептуальные основания Программы развития

Программа развития Центра разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р; Национальной доктриной образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271; Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.

Программа будет конкретизировать систему приоритетов, учитывающих преимущества условий дополнительного образования детей, реализация которых позволит использовать педагогический потенциал города в качестве фактора социально-экономического развития, а также средства художественного, нравственно-патриотического воспитания детей и юношества и дальнейшего укрепления социального партнерства.

Программа имеет комплексный характер, способствующий интеграции общего и дополнительного образования, деятельности в сфере образования и культуры муниципальных органов с научной и творческой общественностью. Она реализуется при активном содействии попечительского совета Центра.

Актуальность

Изменение социальных и экономических условий диктует учреждениям дополнительного образования изменение механизма отношений с участниками образовательного процесса

При организации дополнительного образования детей мы опираемся на приоритетные принципы:

Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора предоставляет ребенку и педагогу возможность выбора индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, реализации собственного жизненного предназначения, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации

Развитие индивидуальности предполагает создание социокультурной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств; организацию индивидуальной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей; активное  участие педагога в автономном духовном строительстве. Индивидуальность человека основывается на природных факторах, наследственных задатках и одновременно развертывается и пополняется в процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в деятельности человека, его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, мастере как личностном образовании, стиле жизни.

Единство и целостность образования: предполагает, что обучение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности ребенка, что возможно при функционировании Центра как открытого образовательно-воспитательного и досугового центра в городе, доступного для детей всех возрастных и социальных групп населения

Системной организации управления учебно-воспитательным процессом:  дополнительное образование,  в отличие от базового, вооружает не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой жизненного (личностного, профессионального) самоопределения, как способа целостного освоения мира, что возможно при условии интеграции, объединяющей все воспитательных сил Центра и социума в единый социально-педагогический процесс:

доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений;

 прежде всего, - это отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в едином процессе поисково-разработческой, деятельностной, живой коммуникации, где дети вместе с взрослыми становятся проектировщиками и реализаторами своих же замыслов;

творчества: творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса. Прежде всего, дополнительное образование способствует творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формирует потребность в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост;

сохранение здоровья обучающихся: представляется вполне справедливым предположение о том, что на здоровье детей оказывает влияние не только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но и реализуемые образовательные технологии. В содержательно-концептуальном плане здесь речь идет об актуальном направлении повышении эффективности системы воспитательной работы в том или ином конкретном отделе - научно обоснованном утверждении в воспитательно-образовательной среде МБУДО ГЦПОО здорового образа жизни.

Результат образования детей мы представляем в виде общей модели личности выпускника Центра с определенными качествами в идеальном варианте. Модель личности позволяет определить и содержание образования. Выпускник - развивающаяся культурная личность, усвоившая определённые знания, умения, навыки на индивидуальном уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в родном городе.

Следовательно, миссией муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр является развитие способностей, формирование культуры личности через профессиональную ориентацию, реализацию образовательных программ и организацию досуговых и массовых мероприятий, способствующих саморазвитию, самоопределению и интеграции в обществе, подготовке обучающихся к полноценной жизни в родном городе.

 

6. Основные цели и задачи программы развития  Центра

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - Создание организационных, экономических и методических условий для обеспечения функционирования и развития Центра, повышения качества, доступности и конкурентноспособности дополнительного образования в интересах обучающихся, их родителей, социальных партнёров и общества в целом.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей, разработка программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий.

Обеспечение доступности и равных возможностей получения обучающимися  дополнительного образования. Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей.

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

Изменение форм повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющихся в учреждении, обеспечение методической и психологической поддержки личностного роста участников образовательного процесса и создание необходимых условий их деятельности.

Повышение эффективности управления в учреждении. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности учреждения.

Обеспечение межведомственного сотрудничества в развитии системы дополнительного образования; активизация социального партнерства с семьей и общественностью города.

Создание имиджевой политики учреждения.

Укрепление материально-технической базы учреждения.

Разработка и принятие Программы развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей- «Программа развития МБУДО ГЦПОО» на 2015-2020 годы (далее Программы) направлены  на решение выше поставленных задач.

Программа предназначена:

- для администрации и педагогов Центра,

- руководящих и педагогических кадров других образовательных и социокультурных учреждений и организаций, способствующих развитию образования в г. Воронеже.

В разработке Программы авторы опирались на идеи ведущих ученых и практиков: И. Богуславской, В. Караковского, Л. Новиковой, М.Поташника, В. Сухомлинского, Н. Щурковой и др.

Под дополнительным образованием мы понимаем тип образования, объединяющий воспитание, обучение в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих созданию условий для успешной деятельности учащихся и педагогов самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком вида деятельности.

К функциям дополнительного образования детей мы, в след за А.Г.Асмоловым, относим учебно-информационную, ценностную личностно-образующую, обеспечение занятости детей в свободное время, функцию социальной адаптации.

Анализируя работы В.А. Сластенина, О.С. Газмана, А.В.Мудрика,       Е.Б. Евладовой необходимо выделить ряд педагогических условий, обеспечивающих успешность протекания процесса социально-педагогической адаптации детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования.

Первое условие: педагогическая поддержка ребенка в его индивидуальном саморазвитии. Ребенок добровольно выбирает вид занятий, и сам развивает себя.

Второе условие  - вариативность образования, то - есть возможность образования, поискового, предоставляющего ребенку выбор содержания, предмета, форм образования педагога, формирующего у ребенка такую картину, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития.

Третье условие – создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолого-педагогической системы. В основу ее функционирования положена идея учреждения дополнительного образования как системы развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные условия для реализации творческих способностей каждого ребенка, начиная от уровня формирования интереса ребенка к какому-либо виду деятельности и кончая уровнем профессионально ориентированной и научно-исследовательской деятельности.

Четвертое условие – вытекает из третьего. Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы, что делает дополнительное образование доступным для детей с различным уровнем сформированности творческой самодеятельности и, следовательно, ставит каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха.

Пятое условие – создание ситуации успеха для индивидуального развития каждого ребенка.

Деятельность человека, и в частности ребенка, является фактором развития его личности. Производя какие-либо усилия физического, интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способности, приобретает опыт и навыки. Однако фактором развития личности ребенка становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых субъектом как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, но не в плане выполнения за него деятельности, а в плане психологическом, когда педагоги способствовали бы переживанию ребенком его первых достижений, его успеха.

С точки зрения индивидуального развития личности переживания, сопровождающие достижение успеха, определяют не только самочувствие  и удовлетворение собой, но влияют на дальнейшее развитие, определяя его темпы и направленность, а также социальную активность личности.

Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность деятельности.

Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения.

Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка.

В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.

В-четвертых, повышает социально-психологический климат коллектива.

В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития человека.

А так как индивидуальное развитие неповторимо, то наивысшего успеха все дети не могут достигать, занимаясь разнообразной деятельностью. Направление деятельности Центра по созданию ситуации успеха:

- создание образовательных детских объединений с широким спектром деятельности;

- создание ситуации успеха на занятиях в объединениях;

- включение всех обучающихся Центра в разнообразную деятельность (смотры, конкурсы, творческие отчеты, концерты, выставки и т.д.);

- подготовка педагогов Центра по проблеме технологии создания ситуации успеха.

Определяющими тенденциями развития дополнительного образования (В.П.Голованов) являются следующие:

НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ УРОВНЕ:

  • Разработка программы развития МБУДО ГЦПОО;
  • Разработка концепции воспитательной системы Центра;

НА ТАКТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:

  • Разработка образовательных программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
  • Разработка авторских программ.

НА СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ:

Обновление содержания дополнительного образования;

Формирование благоприятных для детей и подростков образовательно-развивающих сред: выявление и создание условий необходимых и достаточных для реализации возрастной потребности в общении;

Создание системы самореализации детей на основе интеграции идей проектно-проблемной педагогики: формирование у детей способности и готовности к осмыслению ориентации в пространстве возможностей, стимулирование проектирования детьми личностного развития.

 

НА ОРГАНИЗАЦИОННОМ УРОВНЕ:

Совершенствование ресурсного обеспечения базы дополнительного образования: создание оптимально-возможных условий для функционирования и развития системы дополнительного образования детей;

Выявление и обоснование возможностей использования интеллектуально-творческого потенциала дополнительного образования детей в целях укрепления его финансово-экономических возможностей, как дополнительного ресурса развития системы.

НА УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ:

Создание нормативно-правовой системы педагогически целесообразной занятости детей;

Развитие общественно-государственной системы управления сферой дополнительного образования детей: управление системой дополнительного образования детей на основе учета межведомственного характера реализуемых образовательных программ и проектов; развитие коллегиальных форм межведомственного взаимодействия;

Осуществление мониторинга потребностей и результатов образовательной деятельности.

 

 

 

Этапы развития  МБУДО ГЦПОО

 

Наименование этапа

Сроки, годы

Содержание этапа

I – этап формирования структуры и содержания образования  усовершенствованной модели развития МБУДО ГЦПОО

 

 

2015-2016

1. Создание нормативно-правовой  основы, усовершенствованной модели развития МБУДО ГЦПОО

2. Оформление и рецензирование скорректированных учебных программ с учетом внесения изменений в содержание образования.

3. Корректировка учебного плана с учетом включения «ситуации успеха».

4. Разработка образовательной программы на основе программы развития усовершенствованной модели развития учреждения.

5. Разработка обновленного содержания внутреннего контроля.

6. Совершенствование и модернизация структуры научно-методического обеспечения образовательного процесса.

7. Развитие воспитательной системы усовершенствованной модели развития учреждения

8. Осуществление мониторинговых процедур на основе использования пакета диагностических методик.

II - этап коррекции и реализации структуры и содержания образования.

 

 

 

2017-2018

Промежуточный анализ реализации концепции усовершенствованной модели усовершенствованной модели развития и  корректировка программы ее развития.

Диагностика качества образовательного процесса и корректировка деятельности всех участников образовательного процесса в соответствии с программой развития усовершенствованной модели развития.

III – завершающий этап отработки структуры усовершенствованной модели развития МБУДО ГЦПОО

 

 

2019-2020

Анализ результатов концепции усовершенствованной модели МБУДО ГЦПОО программы ее развития.

Подготовка методических рекомендаций и публикаций по проблемам реализации программы развития усовершенствованной модели развития.

Овладение педагогических работников основами компьютерной грамотности.

Организация подписки на предметные газеты и журналы.

Пополнение научно-методической базы методического кабинета учреждения

 

 

 7. Механизм реализации программы развития

Реализация программы будет осуществляться посредством конкретных мер по основным направлениям модернизации системы дополнительного образования:

- обеспечение доступности дополнительного образования детей;

- создание условий для повышения качества дополнительного образования детей;

- создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования;

- управление развитием системы дополнительного образования детей;

- формирование воспитательной системы

- формирование эффективных экономических отношений в Центре.

 

 Создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов Центра.

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Информационное обеспечение:

  • Пополнение книжного фонда;
  • Работа в сети интернет

Весь период

Директор

2.

Создание банка данных:

  • Методических разработок;
  • Методических рекомендаций;
  • Программ;
  • Сценариев.

Весь период

методисты

3.

Совершенствовать работу Школы молодого специалиста и Школы педагога

2016 г.

администрация

4.

Постоянно – действующие теоретико – методические семинары по теме «Личностно-ориентированное образование»

Весь период

методисты

5.

Создать творческие группы по обобщению опыта работы педагогов

В течение всего периода

Администрация

6.

Проведение мастер – классов, открытых занятий педагогов

В течение всего периода

Педагоги-новаторы

7.

Проведение городских семинаров

 

    ежегодно

администрация

8

Проведение мастер-классов для педагогов д/о по декоративно-прикладному творчеству:

- «Рождественский сувенир»

- «Подарки для пап и мам»

- «Весенняя капель»

 - «Пасхальные фантазии»

ежегодно

Администрация педагоги д/о

9

Участие в областном конкурсе «От ремесла к искусству»

Постоянно

Администрация

10

Обобщение опыта работы педагогов дополнительного образования.

В течение всего периода

Методисты

11

Участие в областных проблемных семинарах

В течение всего периода

Администрация

 

Психологическое сопровождение педагогов, решение проблемы педагогического выгорания

В течение всего периода

Психологи    Центра

 

 

Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1

Провести экспертизу программно-методического обеспечения образовательного процесса

2015-2016.

Администрация

2.

Разработка новых, в т.ч. авторских программ

Весь период

Педагоги дополнительного образования

3.

Участие в областном конкурсе авторских программ дополнительного образования детей

Весь период

Педагоги дополнительного образования

4.

Создание «Копилки методических материалов»

Весь период

методисты

6.

Взаимодействие педагогов в реализации программ дополнительного образования

 

В течение всего периода

Администрация

7.

Работа студии изобразительного искусства «Грани совершенства»

Весь период

Педагоги изобразительного искусства

8

Проведение фестиваля детского творчества «Браво, дети!»

Ежегодно

Администрация

9

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Ежегодно

Педагоги

10

Организация и проведение профильных оздоровительных лагерей

Ежегодно

Администрация

11

Проведение родительских собраний в учебных объединениях

Ежегодно

Педагоги

12

Проведение профориентационных мероприятий

Ежегодно

Педагоги Центра

 

 

 Управление развитием системы дополнительного образования  

п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Разработка системы мониторинга образовательной деятельности

2015 - 2016.

Администрация

2.

Утверждение образовательных программ на методическом совете

Весь период

Директор

3.

Разработка схемы управления

2015-2016

Администрация

4.

Педагогический совет: «О ходе реализации программы развития»

Ежегодно

Администрация

 

 Формирование воспитательной системы МБУДО ГЦПОО.

 

Воспитательная система – это результат созидательной  и интегрирующей совместной  деятельности участников воспитательного процесса. Образовательный и воспитательный процесс мы проектируем так, чтобы оба эти процесса во всех своих аспектах соответствовали потребностям ребенка. Для этого образовательный процесс должен иметь открытую, многоуровневую, полифункциональную и иерархичную структуру взаимодействующих уровней: от социокультурной адаптации личности через предметно-функциональное обучение персонифицированному образованию.

Системообразующая деятельность МБУДО ГЦПОО определяется его видовыми особенностями, так как ключевым словом  при определении вида учреждения есть творчество, это деятельность  и стала системообразующей.

Мы видим образовательную и воспитательную задачи в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми в созидательную самодеятельность. Деятельность организуется одновременно на трех уровнях:

первичный коллектив – детское объединение;

воспитательное пространство Центра;

воспитательное пространство города и района (территории).

  Развитие материально-технического обеспечения

МБУДО ГЦПОО располагается в двух корпусах, территориально расположенных в Коминтерновском и Левобережном районах. Каждое здание – это отдельно стоящий, обладающий своей территорией корпус (двухэтажный и трёхэтажный). Каждый корпус имеет необходимое количество учебных кабинетов (компьютерной графики, черчения, швейной технологии, изостудии, делопроизводства, дизайна интерьера, кабинет автодела и т.д.): корпус на Кулибина – 4 – 26 учебных и 2 административных помещения, а также хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения всего общей площадью 800 кв.м ; корпус на Московском проспекте – 21 учебных и 2 административных помещения общей площадью 720 кв. м., и др. хозяйственно-бытовые помещения.

Все кабинеты оборудованы для занятий необходимым материалом. Кабинет швейной технологии оборудован швейными машинами, гладильными досками и утюгами,  столом для раскроя ткани. Оборудован кабинет психологического сопровождения обучающихся.

Для решения остро стоящих проблем материально-технического обеспечения учреждения необходимо:

- срочный капитальный ремонт здания (фасада, ревизия электропроводки);

- текущий ремонт кабинетов и помещений, коридора;

- приобретение для проведения театрально-зрелищных мероприятий высококачественных музыкальных инструментов, сценического оборудования, костюмов,  специальной мебели, мольбертов;

- централизованное приобретение аудиотехники, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, новой компьютерной техники, столов, стульев.

 

8. Ожидаемые результаты и эффекты реализации концепции программы развития МБУДО ГЦПОО

Реализация концепции обеспечивает следующие результаты.

Дети и молодежь:

 воспринимают сферу дополнительного образования как значимое

пространство для саморазвития, самообразования и самореализации;

 ориентируются в ресурсах дополнительного образования,

доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сеть Интернет);

 имеют возможности выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений;

 имеют возможность использовать ресурсы городской среды (парки,

площадки, помещения) для реализации групповой досугово-образовательной деятельности;

 мотивированы к участию в реализации современных программ

дополнительного образования детей по приоритетным направлениям

(исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и другие) и получению дальнейшего профильного профессионального образования;

 мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных формах досуга.

Устройство программ дополнительного образования обеспечивает возможность для детей и подростков пробно использовать различные виды и формы деятельности, а также обеспечивает максимальную мобильность (параллельное освоение, переход между программами) в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в программы дополнительного образования, условия реализации которых соответствуют их потребностям и возможностям.

Система территориального планирования, строительства, управления имущественным комплексом ориентирована на учет интересов детей и молодежи: создаются открытые пространства для различных форм, выделяются помещения для организации дополнительного образования, клубной деятельности, проведения мероприятий.

 

Семья:

  • родители рассматривают участие своих детей в дополнительном

образовании как необходимое условие их полноценного развития,

профессиональной ориентации и социализации;

  • имеют доступ к полной объективной информации о конкретных

организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка;

  •  родители осуществляют совместно с детьми при поддержке психолога планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования;
  • семьям с низкими доходами предоставляются поддержка в доступе к программам дополнительного образования (обучение проходит на безвозмездной основе);
  • во всех сегментах дополнительного образования обеспечиваются

возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.

 

Общество:

В общественном сознании сформирован ценностный статус сферы дополнительного образования детей, составляющими которого являются:

- «пространство для саморазвития и самореализации»;

-  «механизм развития человеческого потенциала»,

-  «среда воспитания научной, культурной, инженерной и

    политической элиты страны»,

-  «среда предоставления равных возможностей и действующих

социальных лифтов»;

- «среда сохранения и передачи лучших традиций образцов

культуры».

Социальные эффекты:

  • уменьшение рисков, связанных с социальной напряжённостью за

счёт сформированных в системе дополнительного и неформального

образования духовно-нравственных качеств молодёжи, повышения её общекультурного уровня, толерантности и коммуникативной компетентности.

Программа развития рассчитана на 5 лет (сентябрь 2015 года – август 2020 года). Реализация программы развития должна дать следующие результаты:

  • Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка. Личностный рост обучающихся и педагогов, закрепленный в их творческих достижениях.
  • Обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей в отдаленных районах города. Сохранение и развитие сети детских объединений.
  • Повышение эффективности системы управления в учреждении.
  • Улучшение качественного состава кадров учреждения.
  • Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в образовательном процессе.
  • Формирование привлекательного имиджа МБУДО ГЦПОО.
  • Положительная динамика роста вовлеченных детей и подростков в творческую деятельность, формирование здорового образа жизни.
  • Улучшение условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса. Укрепление материально-технической базы учреждения.

9.Модель мониторинга реализации программы развития Центра

 

Направления мониторинга

Цели и задачи

Объект

Предмет

Показатели

Методы

Инстру

ментарий

Мониторинг востребован

ности образо

вательных услуг

Выявить

спрос на предла

гаемые

образо

вательные услуги

Родители и обучаю

щиеся Центра

Уровень

востре

бованности услуг

Количество обучающих

ся в бъединениях

Анализ посещае

мости

Анкет

ирование, опросни

ки,иссле

дование запроса

Мониторинг качества взаимодейст

вия с

основными заказчиками (учредите

лями,родите- лями, школа- ми)

Опреде- лить эффек

тивность сетевого взаимо- действия учреждения с партнера

ми

Педагоги, социальные партнеры, способы взаимо

действия

Эффек- тивность сетевого взаимо- действия

Мониторинг качества взаимо

действия образ. учреждения и сетевых партнеров в рамках сетевого взаимо

действия

Анализ ситуации, опрос,

анкети

рование, круглый

стол

Опрос

никпро

ведение круглого

стола

Мониторинг профес

сионального роста педагогов

Определить уровень профес

сиональной компе

тентности

Профес

сиональное развитие педагогов

Уровень профес

сиональной компе

тентности

Мониторинг профес

сиональ

ного развития,

умение использовать современные технологии, проявление творческой активности, стремление к проф. росту

Анке

тирование. Портфолио

Анкеты,

накопи

тельные

папки, опросни-

ки

Мониторинг обученности учащихся объединений Центра

Определить уровень обученности

Обучаю

щиеся объединений

Успешность усвоение образо

вательных программ

Результаты

промежу

точной и итоговрй аттестации, участие в конкурсах

и др. мероприятиях

Проме

жуточная м итоговая аттестации, конкурсы. выставки, мероприятия разных уровней

Итоговые работы

обучаю

щихся,

статис

тические данные

Мониторинг качества обновления докумен

тальной базы

Экспертиза пакета норма

тивных докумен

тов

Правовые документы

Качество влияния

пакета документов на позитивные изменения деятель

ности Центра

Мониторинг качества обновленной докумен

тальной

базы

Экспер

тиза, изучение доку

ментации

Эксперт

ные заклю

чения

Мониторинг результа-тивности реализации программы развития

Выявить качество реализа-

ции Про

- граммы развития и определит дальнейшие пути развития Центра

Деятель

ность учреждения

Программа развития

Монито

ринг деятель

ности Центра

Анализ ситуации, соц.опрос

План марке

тинговой деятель

ности. Опросни-

ки

 

 

Список использованных источников

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2001.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;
  4. «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010  № Пр-271;
  5. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.
  6. Концепция развития дополнительного образования, разработанная Минобрнауки РФ, одобренная Правительством РФ  от 28 августа и утвержденной Распоряжением №1726-р, 4 сентября 2014г.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р « Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». Интернет-ресурсы. «Консультант Плюс» [Сайт] . URL: http//www. *****
  8. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами М. Армстронг. - М.: Инфра, 2002
  9. Батаршев А.В. Диагностика профессионально важных качеств / А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В. Майорова. - СПб.: Питер, 2007.
  10. Буданов В.Г., Журавлев В.А., Харитонова В.А. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования // www.isps.su
  11.   Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы/Ред.-сост. А.Н. Тубельский и А.О. Зверев. – М., 2002.
  12.  Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М., 2002.
  13.  Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296с.
  14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года:  «Вестник образования» № 3, 2002.
  15.  Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года: Внешкольник. 2004г. №12. С.4 – 7.
  16.  Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272с.
  17.  Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
  18. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. – М., Владос, 2000. – 544с.
  19. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М.Н. Певзнера, О.В. Букетова, О.М. Зайченко - М, 2000.
  20. Проектирование инновационной деятельности в системе дополнительного образования Прикамья: сб. материалов региональной научно-практической конференции./ Под ред. С.Ф.Тазиева. - Елабуга, 2004.
  21. Соловейчик С.Л. Воспитание школы. – М., 2002.
  22.  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей; Учеб пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов,       Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  23.  Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд.2 – М.: Агенство «издательский сервис», 2004. – 480с.
  24.  Тазиев С.Ф. Технологии организации учебно-методической и научной работы педагогов в учреждении дополнительного образования. - Елабуга, 2003.
  25.   Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
  26.   Деловое планирование: Методы, Организация, Современная практика./ Под редакцией В.И.Попова. М.: Ф и С, 2002 г., 366 с.
  27.   Братченко С.Л. Личностный рост и его критерии: http://psylib.org.ua/books/brami01/
  28.   Энциклопедия практической психологии: http://www.psychologos.ru/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82
  29.   Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/pra921-1.htm

 Интернет-ресурсы. Консультант плюс (электронные ресурсы): учредитель АО «КонсультантПлюс». Зарегистрировано в Роскомпечати рег. № 014076. Сайт www.consultant.ru. Компания «Консультант Плюс»