Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.

В МБУДО «ГЦПОО» 5 мая состоялся открытый

Единый урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты-предприниматель».

 

В нашем городском Центре 5 мая текущего года был проведен Единый урок по предпринимательству, в котором приняло участие 37 учащихся школ и гимназий Левобережного,  Железнодорожного и Ленинского районов города Воронежа, а также обучающиеся в различных объединениях Центра.

 

Начался урок с того, что дети вспомнили забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Был продемонстрирован отрывок из известного фильма о нем. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

 

В  солнечный субботний день, когда все отдыхали и наслаждались играми на улице, Том Сойер стоял перед длинным забором с ведром извести и кисточками в страхе быть осмеянным мальчиками. Однако отличие Тома от сверстников было в том, что даже в сложные минуты его не покидало вдохновение, и он приступал к разрешению проблемы задорно и уверенно. Первым, кто решил подразнить Тома, оказался Бен, но он услышал в ответ, что Тому на самом деле нравилось белить забор.

  

Белить забор мальчикам удавалось не каждый день, потому что Бен и все остальные мальчишки попросили Тома присоединиться к этому делу в обмен на свои "ценности" в виде стекляшек, шариков, игрушек, палок и прочего. Забор красился с весельем и радостью, мальчики вырывали  друг у друга кисть, чтобы красить вне очереди. А Том Сойер из неудачника превратился в лидера и богача «… двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, чертёнок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама» - это все Том заработал в обмен на услугу, которую оказал мальчикам – «возможность поучаствовать в покраске забора».

 

Характер Тома Сойера очень похож на характер предпринимателя. Он смог получить «прибыль» в виде многочисленных безделушек, сделать доброе дело – позволив мальчикам поучаствовать в покраске забора, и поучаствовал в облагораживании территории своего города.

 

Затем участникам урока было предложено ответить на вопросы теста, целью которого состояла в определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволил каждому из присутствующих персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе.

  

   Учащиеся искали ответы на вопросы: «Можно ли изменить себя и стать больше похожим на предпринимателя?», «Хочешь ли ты стать предпринимателем?», «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?».

 

Педагог городского Центра Бредихина О.И. объяснила участникам урока основные понятия о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на заданные вопросы.

 

Когда задают эти вопросы, очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. Участники урока попытались разобраться, что такое доход.

 

Для этого они опять вернулись к литературе, сказке «Али Баба и сорок разбойников». Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

 

Испанцы, прибыв в Америку, спрашивали у индейцев, есть ли в этих местах золото. А вот когда европейские посланники прибыли к внуку Чингисхана, тот поинтересовался, много ли скота у их короля. И те и другие интересовались, достаточно ли богата страна, чтобы её завоевать, но понятие богатства у всех было разным разное.У индейцев майя богатством считались зерна какао.

 

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена. На уроке снова обратились опять к литературе, в этот раз к А.С. Пушкину его произведению «Скупой рыцарь». Для ребят прозвучали его отрывки в исполнении актеров:

 

«Что неподвластно мне? Как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою…

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды

Мне все послушно, я же - ничему» - говорит сам Скупой рыцарь.

 

Сын Скупого рыцаря Альбер живёт в нищете и мечтает о том, как он будет тратить в своё удовольствие сокровища отца.

 

«… как пёс цепной, в нетопленной конуре;

Живёт, пьёт воду, есть сухие корки.

Всю ночь не спит, все бегает да лает -

А золото спокойно в сундуках лежит себе».

 

Отец догадывается, как Альбер распорядится его сокровищами после его смерти:

 

«Едва умру, он, он! Сойдёт сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных…

Он сундуки со смехом отопрёт,

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы…»

 

Отец скуп, сын расточителен, а педагог и дети подошли к решению главного вопроса «Что такое богатство?»

 

Копить или тратить? Деньги в сундуках не приносят счастья и пользы, начать их тратить и они скоро иссякнут. Решение этой дилеммы в возобновлении и приумножении имеющегося богатства, ресурса или товара.  Такое богатство получило название «капитал».

 

Возобновление и приумножение богатства называется оборотом капитала, а само богатство - оборотным капиталом. Стадо коров приносит владельцу постоянный доход. Они ему дают молоко и находятся в собственности фермера. Такой вид капитала называется основным капиталом. Если фермер решит продать стадо, оно перестанет быть основным капиталом. Продажа стада превратит его в «товар», так как полученный доход не станет оборотным капиталом, а принесет доход один раз. 

 

А что будет, если корову пустят на мясо для нужд семьи фермера? В какую категорию попадает тогда корова? Корова станет предметом личного потребления.

 

Затем дети самостоятельно привели примеры предметов, которые могут быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

 

Например. Если фермер выращивает коров для собственных нужд, то такое хозяйство называется натуральным. Если животных выращивают для продажи, то такое производство называется товарным.

 

Цель производства товара - обмен на другие товары или деньги. Чтобы продать покупателю товар, нужно знать, представляет ли она для него потребительскую ценность.

 

Ценность может быть потребительской (полученное Томом Сойером яблоко можно только съесть), а может быть меновой – ее можно использовать как в качестве товара личного потребления, так и в качестве товара, продав или обменяв его. 

 

Педагог обсудил с детьми сходство и различие между предпринимателем  и наёмным работником, подвел учащихся к мысли, что предпринимательство является культурой, которая должна быть присуща в том числе наемному персоналу.

 

В чем различие между предпринимателем и наёмным работником? Тот и другой работает и получает доход, но каждый делает это, преследуя разные цели. 

Во что вкладывает деньги предприниматель:

-         в создание нового способа удовлетворения потребностей общества и получение дохода.

Во что вкладывает деньги наемный работник:

-         в возобновление сил и мотивацию (личное потребление) для получения дохода.

 

На что распределяет полученный доход предприниматель:

-         на восстановление капитала и его увеличение, и личное потребление.

На что распределяет полученный доход наёмный работник:

-         на личное потребление и улучшение условий возобновления сил и мотивации для работы.

 

Вышеуказанные пункты демонстрируют различия целей предпринимателя и наемного работника, которыми они руководствуются в процессе своей деятельности.  

 

В ходе урока было обсуждено, для чего создаются организации и коммерческие компании?Любая организационная форма создаётся с целью удовлетворения потребностей общества, прибыль организации является производной этого удовлетворения.

 

Как может увеличить свой доход или прибыль предприниматель?

-         создавать новые товары и услуги.

 

Как может увеличить свой доход наемный работник?

-         повышать производительность, т. е. создавать новые или более качественные товары и услуги

 

Увеличить доход можно только посредством создания новых товаров и услуг, что является общим, как для предпринимателя, так и для наёмного работника.

 

Одним из аспектов урока стало понятие предпринимательское лидерство. Рынок представляет собой уже сформировавшиеся предпочтения потребителей, предприниматель должен предложить обществу новый товар или услугу или модифицированную и более удобную для потребителя существующую услугу или товар. Если ему это удается, это называется предпринимательским лидерством.

 

На примере литературных героев обсудили понятие инновационного подхода, объяснили с демонстрацией слайдов технологию создание новых товаров и услуг.

 

Давайте вернёмся к нашему другу Тому Сойеру. Том нам раскрыл секрет особой предпринимательской технологии. Как предложить людям, которые уже покупают товары у других или у них устоявшееся представление о той или иной услуге, свой продукт? Том - прирождённый лидер, он убедил мальчиков изменить отношение к работе. Как он это сделал?

 

Какое представление о работе было у мальчишек до встречи с Томом у забора - любая работа  скучна. Том нашел способ превратить просто «работу» в «художественную работу» и она стала увлекательной и интересной.

 

Надо неинтересную работу наполнить иным смыслом. Создать новый образ работы. Когда к Тому подошёл Бен, первый проводил кисточкой и отходил в сторону для оценки своей работы. Это был художественный процесс, а не просто покраска забора. Марк Твен не рассказывает нам о взрослении Тома Сойераи о его будущей специальности, но он точно стал инноватором и предпринимателем, который использовал главный закон инновации:

 

«Сформулируй противоречие и реши его»

Так поступали все великие изобретатели и творческие люди.

  

Стив Джобс первым сформулировал противоречие «новые функции на телефоне нельзя внедрить из-за большой площади кнопок» (противоречие). Решение «убрать кнопки и использовать тачпад игровых устройств» увеличивало свободное пространство на телефоне и позволяло создать огромное количество новых функций. Эта инновация сделала компанию Apple мировым лидером на рынке мобильных устройств.

 

  Итог Единого урока был сформулирован несколькими глаголами, что такое предпринимательство:изменять , творить,  созидать, работать.

 

Во второй части открытого урока руководитель объединений «Юный предприниматель» и «Налоговая грамотность» Бредихина О.И. рассказала о работе МБУДО «ГЦПОО», о созданном обучающимися этих объединенийсоциальном проекте  «Туристическиетропы по памятным местам воронежских меценатов  и предпринимателей. Как делать прибыль и помнить о людях».

Одним из изученных на курсе «Юный предприниматель» тем стала история предпринимательства, изучая которую учащиеся задались вопросами:

•      а как жизнь и деятельность наших земляков предпринимателей и меценатов связана с историей и культурным наследием города Воронежа?

•      что нужно предпринять, чтобы Воронеж появился на туристической карте страны?

•      что нужно сделать, чтобы город Воронеж стал привлекательным для туристов?

Как обстоит дело с туризмом в Воронеже? Почему Воронеж практически отсутствует на туристической карте страны? Для города с населением более миллиона человек  это, по меньшей мере, недопустимо, не говоря уже о том, что туризм – это реальные деньги, которые напрямую развивают экономику города.

Учащиеся нашего объединения «Юный предприниматель» задумались о том, что можем сделать мы, чтобы город Воронеж стал привлекательным для туристов, чтобы  людям, живущим в других регионах и за пределами нашей Родины, стало интересно знакомство с местными обычаями, фольклором, народными промыслами, и, конечно же, с достопримечательностями, памятниками, историческими фактами и событиями, связанными с именами замечательных людей города, меценатов, предпринимателей.

Выбор темы проекта был обоснован назревшей необходимостью развития туризма в Воронеже.

Первым этапом реализации проекта стало проведение молодежного круглого стола.

У учащихся нашего  Центра возникла идея проведения межрегионального молодежного круглого стола под девизом «Новый русский предприниматель. Как делать прибыль и помнить о людях», посвященного реализации президентского послания о социальной ориентированности бизнеса, в рамках которого запланирована  онлайн-встреча по обмену опытом с республикой Осетия-Алания г. Владикавказ.

 

28.10.2015 наш Центр направил обращение председателю Воронежской городской Думы Ходыреву Владимиру Федоровичу о принятии участия в данном мероприятии представителей гордумы.

Затронутая учащимися Центра тема туризма и развития Воронежа как культурной столицы СНГ нашла самый живой отклик в ветвях исполнительной и законодательной власти города.

26.11.2015 в гордуме состоялся  межрегиональный молодежный круглый стол, на котором,  кроме учащихся и педагогов нашего городского Центра,  присутствовали заместитель председателя и депутаты Воронежской городской Думы, представители администрации города Воронежа, общественных организаций, участники телемоста: представители правительства Республики Осетия-Алания, депутаты городской Думы г. Владикавказа,  представители общественных организаций Республики Осетия-Алания, представители прессы и телевидения.

Мероприятие состояло из двух основных блоков: презентация «Городского центра профессиональной ориентации обучающихся» на тему «С чего начинается бизнес?» и  «Обмен региональным опытом» (г. Владикавказ).

Учащиеся городского Центра представили на суд представителей власти свои работы и рассказали, почему возникла идея проведения наших исследований.Состоялся показ презентаций учащихся объединений «Юный предприниматель» и «Налоговая грамотность» о меценатах и связанных с ними достопримечательностях, посещение которых возможно при создании новых туристических маршрутов в Воронежском крае, которая была продемонстрирована на уроке. Участники увидели основные остановки на предлагаемых учащимися маршрутах по достопримечательностям и памятным местам, связанным с известными воронежскими меценатами  и предпринимателями прошлого и современности: Вильгельм Столль, Николай Красножон,      Михаил Морозов, Самуил Мещеряков, Тимофей Нечаев, Степан Кряжов, Петр Капканщиков, Дмитрий Самофалов, Алексей Безруков, Алексей и Николай Клочковы, Сергей Чижов, Владимир Бубнов.

По итогам ММКС юные предприниматели получили дипломы и грамоты городского Центра профессиональной ориентации обучающихся и депутатов городской Думы, благодарственные письма Воронежской городской Думы, а депутаты парламента вручили им памятные подарки. 

Педагогу, руководителю объединения «Юный предприниматель» Бредихиной О.И. вручено благодарственное письмо Воронежской городской думы.

Проведенное мероприятие было широко освещено в прессе и на телевидении, включая Республику Осетия-Алания. Участникам Единого урока были продемонстрированы видеосюжеты.

Депутат Воронежской городской думы, председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения Марина Бочарова отметила, что вниманию общественности представлены не просто доклады, а сложные исследовательские работы. Также она подчеркнула, что очень радостно видеть такую активную позицию от молодежи. Депутат подчеркнула, что детей обязательно нужно знакомить с работой органов исполнительной и законодательной власти, потому им есть чему друг у друга поучиться. Власти обязаны постоянно поддерживать диалог. Ребята, которые участвовали в работе «круглого стола», заинтересованы не только в получении знаний о вопросах предпринимательства и организации бизнеса, но и в развитии нашего города, в развитии нашей области. Более ранняя профориентация сейчас очень важна. Если молодежь раньше профессионально определится, тогда уже из них получатся специалисты более высокого класса.

 

Первые результаты работы учащихся Центра были высоко отмечены на городском конкурсе творческих проектов обучающихся учреждений дополнительного образования «Поиск, мечта, мастерство», состоявшемся 15-17 декабря в МБУДО ЦДО «Родник».

По итогам городского конкурса данная работа  в номинации «Воронеж - культурная столица СНГ»  заняла первое место в возрастной категории 16-18 лет.

Команда проекта МБУДО «ГЦПОО» и его руководитель Бредихина О.И. получили также Сертификат участника XVIобластного конкурса

социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Все присутствующие на Едином уроке были приглашены начать  свое обучение на безвозмездной основе в Центре, а также к участию в реализации данного проекта в качестве волонтеров, которая планируется с сентября 2016 по март 2017 года.

 

 

Главный специалист МБУДО «ГЦПОО»,

педагог Бредихина Ольга Ивановна,

контактный телефон 8915 544 09 29

Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.
Проведение Единого открытого урока в МБУДО «ГЦПОО» педагогом объединений "Юный предприниматель" и Налоговая грамотность" Бредихиной Ольгой Ивановной.